Мания преследования
Бред отношения заключается в ложном и беспочвенном убеждении человека, что все имеет к нему негативное отношение, окружающие над ним смеются, перемигиваются в его адрес, он вызывает их брезгливое и насмешливое отношение. Подобные больные перестают пользоваться услугами общественного транспорта, посещать общественные места, ходить на лекции, на работу, так как абсолютно убеждены, будто стоит им только появиться в таких местах, как тут же все их замечают, насмешливо улыбаются, подозрительно глядят
на них, плохо о них говорят. Разновидностью параноидального бреда отношения является бред особого значения (особого смысла). Самым, казалось бы, обыкновенным вещам больные придают особое значение, видят в них для себя особый смысл.
Например, больной, заметив на столе журнал, на котором изображен тигр в клетке, с недюжинным убеждением заявляет: «Все понятно. Эту фотографию специально положили, чтобы подсказать, что скоро упечете меня за решетку». Другой больной, заметив на одной из студенток желтую кофточку, кричит со злобой преподавателю: «А, я вижу, вы нарочно привели ее сюда, дабы все студенты узнали о моей импотенции, вы же знаете, что об этом сигнализирует желтый цвет».
Среди разновидностей бреда отношения отмечают также сенситивный (лат. sensibilis — чувствительный) бред. Такие особенности личности, как впечатлительность, застенчивость, мнительность, ранимость, способствуют его формированию.
Бред отравления представляет собой болезненную убежденность человека, в том, что его желают отравить, поэтому тот отказывается от приема пищи («подсыпают яд в еду»), не принимает никаких лекарств («отравить хотят под видом лечения»), не покупает расфасованные продукты («я знаю, мне подсунут бутылку с отравленным молоком»).
Бред воздействия имеет несколько вариантов своего проявления: больной убежден, будто на расстоянии на него воздействуют электричеством, гипнозом, атомной энергией, таким образом влияя на его поступки, мышление.
Больной отмечает: «Существует некая преступная группа, которая с помощью особых аппаратов постоянно держит меня под лазерными лучами. Они крадут у меня мысли, создают мне плохое настроение, жгут мои внутренности».
В собственном смысле бред преследования означает патологическую убежденность в том, будто «преследователи» находятся непосредственно в окружении больного, ходят по улице за ним, подстерегают его под окнами квартиры, проникают под видом больных вслед за ним в клинику: «За мной постоянно следят, подозрительные личности ходят по пятам за мной, куда я ни пойду, они меня всюду подстерегают, хотят убить».
Бред материального ущерба заключается в ложной убежденности в том, что окружающие обворовывают больного, крадут его деньги и вещи, получают за него зарплату, носят его одежду, морят его голодом, портят имущество. «Вот так и приходиться спать одетым, только сниму одежду — тут же украдут, все книги растащили, уже очки украли, и даже унесли кофейник». Бред материального ущерба особенно типичен для психозов в старческом возрасте.
Бред околдования, бред порчи. Больной человек считает, что стал жертвой колдовства, «ему дали выпить какого-то зелья, и отныне он стал совершенно немощным», «его испортили наговором», «от него осталась лишь только тень», «его сглазили». Подобный бред не следует путать с суевериями, когда подобные идеи могут носить характер обыкновенного заблуждения и никак не являются следствием психического отклонения.
Бред обвинения заключается в болезненном убеждении человека, будто окружающие обвиняют его в различных неблаговидных поступках, считают насильником, вором, клеветником, а он «не может никак доказать собственную невиновность», «ему не верят что бы он не говорил», а порой даже и специально «подтасовывают факты». Так, больная целыми днями не встает с постели, так как убеждена, что даже при небольшой отлучке в туалет ей «в постель тут же подсунут чужую вещь, и все будут думать, что она — воровка. Или больной постоянно обращается к окружающим: «Я ни разу не писал анонимок, умоляю вас, поверьте мне, я не был пасквилянтом, ну почему мне никто не хочет верить?!» Подобный бред особенно типичен для пресенильных психозов.
Бред ревности — больной немотивированно ревнует свою жену/мужа, безо всякого повода убежден в неверности партнера, в самых невинных вещах такие больные видят «неоспоримые доказательства» собственной правоты. Бред ревности встречается при различных заболеваниях, но в особенности характерен для алкоголиков.